Лошадь шайр. Порода самой крупной лошади — английский тяжеловоз (шайр)

05.03.2024
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

У типичных представителей шайрских тяжеловозов должна быть большая, тяжёлая голова с большим, широким лбом. Шайрская тяжелоупряжная порода лошадей (Шайр) не должна иметь уши слишком маленькие или большие.

Ровная и короткая должна плавно перетекать в короткую и сильную спину. Задняя часть туловища у породы лошади Шайр должна быть мощная и большая, а хвост посажен высоко. Сильные и мощные передние и лошади, с большими и крепкими копытами, у лошади соединяются мускулистыми предплечьями.

Шайрские тяжеловозы официально признаны самыми сильными, большими и тяжёлыми лошадьми.

Шайры в упряжке

Порода лошадей Шайр родом из Англии, а предками были кони, на которых рыцари совершали свои крестовые походы. Учитывая историю происхождения Шайров, эти лошади были признаны одними из древнейших тяжелоупряжных пород в мире, хотя точной даты её становления нет.

Ещё в конце XII – начале XIII столетия английский король Джон издал указ о ввозе в страну большого количества крепких голландских (флемишских) жеребят, которые и стали родоначальниками Шайрских тяжеловозов.

Несмотря на то, что дата появления этой породы неизвестна, абсолютно точно установлено, что в XVI веке английское правительство стало усиленно заниматься разведением лошадей с ильным , а в экстерьере могучими и величавыми. Для глав государства того времени было очень важно, чтобы лошади выращивались именно на территории Англии, поэтому издавались указы, запрещающие ввоз взрослых коней или жеребят большого роста.

Величественная мощь

В то время лошадей пород Шайр использовали исключительно, как военных лошадей. И только после того, как турниры и вооружённые рыцари прекратили своё существование, эту породу стали использовать, как упряжную.

Конец XVI века явил собой прогресс в военной сфере, в результате чего доспехи конных рыцарей стали значительно легче. Это позволило им пересесть с мощных, способных тащить на себе кучу железа увальней, на более легких и проворных рысаков. Таким образом, «большой лошади» пришлось впрячься в повозку, где она и нашла свое основное применение. Из восхищенных свидетельств того времени известно о лошадях, возивших 3,5 – тонные грузы в нашем понимании – по бездорожью.

Томас Бландвиль жил как раз в тот отрезок времени (с 1561 по 1602 год), когда на остров стали завозить лошадей Шайр немецких, фламандских и фризских пород, о чем он и поведал потомкам. Наибольшее влияние на формирование английской породы, в отличие от немцев, оставили фламандские и фризские гены. Фризы привнесли благородства в облик англичанки, придав ее движениям раскованности и легкости. Однако фландрийской крови примешалось больше, благодаря фламандским осушителям болот. Они завезли своих медлительных «тяжеловесов» для работ в Восточную Англию, да так и оставили, в прямом смысле – «на развод».


Вороной окрас

Из-за превалирующего вороного окраса фландрийских предков, в 17-м веке «большая лошадь» получила название Большая, английская и вороная, или просто – «английская вороная», как назвал ее Оливер Кромвель. С тех пор определение прижилось именно по отношению к большому английскому тяжеловозу, предку нынешнего шайра.

Начиная с XVIII века шайрскую породу переквалифицировали в сельскохозяйственную. Лошади Шайр массово стали использоваться для работ на фермах и полях. В то время, когда сельское хозяйство стало развиваться огромными скачками, Шайры помогли становлению ни одной крупной ферме.

Селекционер Роберт Бейквелл, живший в 1725–1795 годах, занимался улучшением лестерширской породы с помощью самок из Фландрии. Да настолько успешно, что выведенный им вид назвали «бейквеллской вороной».

Шотландия обзавелась своей большой тяжелой лошадью – клейдесдальской, в формировании которой не последнюю роль сыграла порода лошадей шайр. Эти «шотландцы», весьма популярные, и не только в Великобритании, довольно схожи с шайрами, но уступают им в размере и весе.

К XIX веку популярность шайров на родине достигла апогея. Да так, что ими стали интересоваться заграничные заводчики, селекционеры и коммерсанты. Племкнига ежегодно пополнялась тысячами голов, из которых до 1000 – жеребцы, 3–4 тыс. – кобылы. Выставки представляли по 600–700 лошадок.

1836 год ознаменовался для шайров первым пересечением Атлантики, что дало толчок массовому завозу этой породы в Штаты, но лишь спустя полвека. Небольшие и относительно тонкокостные американские кобылы, благодаря шайрским жеребцам, стали плодиться довольно рослыми жеребятами, что не ускользнуло от внимания ковбоев. 400 шайров импортировали американцы только в 1887 году. К концу XIX – началу XX века даже першероны, наиболее многочисленная порода тяжеловозов США, вынуждены были несколько поступиться на рынке грузоперевозок косматым английским великанам с аристократическим аллюром. Из 6700 жеребят, записанных в племкнигу за три года (1909 – 1911), 80% родились уже в Америке.

На сегодняшний день, когда порода лошади Шайр чуть не потерпела своё исчезновение, проснулся массовый интерес к этим древним тяжеловозам. Многие стараются возродить породу лошадей Шайр, и хоть зарегистрированных голов на сегодняшний день гораздо меньше тысячи, всё же ценители этих богатырей не теряют надежды.


Жеребенок шайры

Россия конца XIX – начала XX веков испытывала потребность в крупных лошадях для транспортировки тяжелых грузов. Шайры подходили как нельзя лучше для выведения такой породы.

Главной особенностью пород шайров, по замечанию князя Урусова, была их требовательность к корму, точнее – к его количеству. Потомки лошадей шайров могли оправдать надежды лишь при обильном кормлении и тщательном уходе, что возможно исключительно в странах с подходящими природными и социальными ресурсами. В сравнении с другими породами, шайры конечно, едят больше. Требуя то же количество концентратов, они должны быть щедро вознаграждены сеном и травой.

Еще об одной немаловажной детали селекции, в которой используется порода лошадей шайр, упоминается автором «Книги о лошади». Это необходимость в подходящей по форме кобыле для жеребца – шайра. Самку нужно выбирать очень тщательно, в противном случае могут родиться особи, далеко не соответствующие ожиданиям.

Видимо, вследствие весьма прихотливой процедуры селекции самых крупных пород, в России предпочтение отдавали скрещиванию с более мелкими клейдесдалями.
Однако, судя по родословным владимирских тяжеловозов, шайры добавили свою лепту в разведение этой гордости российского коневодства.


Послушный нрав

Специально для породы шайр племенную книгу завели в 78 году XIX века, а через 7 лет заводчики шайров основали свое Общество. Вороной «Слепой жеребец из Пэкингтона», чья кличка запечатлена в первом томе студбука наиболее часто, может считаться родоначальником современных лошадей этой породы. Через 12 лет племкнигу закрыли, и заносился лишь приплод от особей с регистрацией.

Сейчас племенная книга построена по так называемому – «трехступенчатому» принципу. Чистопородным животным отведен основной раздел. Кобылка, родившаяся от регистрированного жеребца и незарегистрированной кобылы попадает в подраздел «A». Потомство от кобылы из этого раздела и жеребца из главного, записывается в раздел «B», а уже от «брака» самки из «B»-класса с зарегистрированным жеребцом получается чистокровная кобыла. В селекции используются только самки, полученные в результате таких случек.

Учет в книге весьма строг. Отцовство подтверждается необходимым тестом на кровь, чтобы вписать приплод в какой-либо раздел. В наше время широко используется ДНК-тест.


Добродушный гигант

Общество любителей и заводчиков

Эта организация имела привилегированный статус. Буквально с основания Общество любителей и заводчиков опекала английская королевская семья. Три года (1886–89) оно возглавлялось королем Эдуардом Седьмым, который мог похвастаться двумя чемпионами, выращенными на его заводе.

Современное состояние породы

В современном мире лошади играют скорей эстетическую и историческую роль. Не исключение и порода лошадей шайр, хотя в некоторых регионах она все еще эффективно используется на практике.

В основном эти красивые лошади – неизменные участники всевозможных выставок и конных представлений, где они участвуют в турнирах, смотрах и аукционах. Англичане известны своей консервативностью, и отчасти благодаря ей, современное состояние породы Шайров внушает оптимизм.

Какой породы самые маленькие, каждый человек ответит без запинки - пони. А если задать вопрос о самой крупной породе лошадей? Здесь быстро ответить не каждому под силу. Самая крупная порода лошадей - шайр. Давайте узнаем больше про их внешний вид и происхождение.

История появления

Чтобы узнать, откуда появились лошади породы шайр, надо оглянуться на много столетий назад. Ученые говорят, что к их появлению на Британских островах приложили руку еще древние римляне. Так это или нет, точно сказать сложно. Но можно с уверенностью сказать, что прародителями современных шайров были лошади Вильгельма Завоевателя, который в борьбе за Англию использовал боевых коней, вселявших страх в англичан одним своим видом.

Со временем, путем смешения местных пород крупных лошадей, и появились шайры. Немало труда в тщательную селекцию шайров вложил ученый Роберт Бейквелл. В середине XVII века путем скрещивания с лучшими представителями лошадей-тяжеловозов он вывел на свет улучшенный вариант шайрских лошадей, которые своей силой и мощью прославились на весь материк.

Знаете ли вы? Самый большой конь по кличке Мамонт был зарегистрирован в 1846 году, его рост 220 см признали самым высоким за всю историю.

Характеристика и описание породы

Главная особенность шайров - пропорционально развитые части тела. Широкая и крепкая спина и крестец обеспечивают огромную работоспособность и силу.

Рост и масса

Высота в холке колеблется от 1 м 65 см до рекордных 2 м 20 см. Вес от 900 кг до 1200 кг, но известны животные, масса тела которых достигала 1500 кг. Кобылы несколько ниже - их рост колеблется в пределах 130–150 см.

Важно! Для полноценного развития шайрам необходимы ежедневные физические нагрузки и полноценное питание. Такой конь ест почти в два раза больше обычного. В сутки он съедает приблизительно 20 кг сена.

Экстерьер

Давайте узнаем, как же выглядят эти знаменитые на весь мир тяжеловесы - голова у них крупная, глаза и ноздри большие, нос с небольшой горбинкой. По форме туловище немного напоминает бочку. Длинная и мощная шея, плавно переходящая в широкую и сильную спину, мощная грудь и мускулистые ноги с широкими копытами - вот так выглядят тяжеловозы породы шайр. Массивная челюсть является нежелательным признаком.


Масть

У шайров богатая расцветка - встречаются гнедые, рыжие, вороные и серые лошади. В общем, выбор расцветки удовлетворит даже самых привередливых любителей животных. Среди кобыл встречаются чалые экземпляры. Но племенные стандарты допускают наличие белых пятен на теле . Интересной особенностью этой породы является наличие белых чулочков на задних ногах и лысин за ушами.

Характер

Глядя на представителей породы самых больших лошадей в мире, невольно представляешь себе их крутой и необузданный нрав. Но на самом деле это абсолютно не так. Шайры обладают спокойным и покладистым нравом. Они легко обучаемы. Благодаря этим качествам их часто скрещивают с племенными скакунами, в результате чего на свет появляются жеребцы, которые в дальнейшем идеальны для участия в соревнованиях и троеборье.

Важно! Оптимальный вид походки для коня - аллюр. Шайров сложно заставить бежать галопом. Кроме того, справиться с гигантом на такой скорости, а также затормозить его под силу далеко не каждому наезднику.

Отличительные особенности

Внутри коней-тяжеловозов тоже существуют свои особенности. Например, шайры из Йоркшира отличаются выносливостью, внешне они более сухопарые, а вот шайры из Кембриджа обладают более густыми фризами (волосы в низу коленного сустава).

Порода сегодня

В связи с автоматизацией многих промышленных процессов в 50-х годах ХХ века интерес к этой породе несколько поутих. Но популярность тяжеловозов шайр за границей, их участие в выставках и соревнованиях спровоцировали новый скачок роста их популярности. На сегодняшний день шайры активно участвуют в конкурсах по вспашке полей, в скачках, на выставках. Также их часто можно встретить в упряжке, везущих пиво или квас на различные городские праздники.
Эта порода лошадей заслуженно считается достоянием Англии. И дело не только в том, что они оттуда родом. Именно шайры помогали «поставить на ноги» промышленность материка: судостроение, железные дороги, сельское хозяйство, перевозка грузов - в каждой отрасли трудолюбивые тяжеловозы шайр были надежными помощниками англичан.

Величавые крупные лошади породы шайр могли бы исчезнуть еще в XX веке, когда на смену конной тяге пришли автомобили и тракторы. Но группе энтузиастов удалось сберечь и восстановить поголовье редких животных. В настоящее время такие кони распространены и в Европе, и в Америке и считаются самыми крупными среди всех существующих пород.

Величавые крупные лошади породы шайр могли бы исчезнуть еще в XX веке, когда на смену конной тяге пришли автомобили и тракторы

Гармоничное телосложение и мощь животного в настоящее время можно оценить только на выставках и соревнованиях. Те области, для которых изначально были выведены шайры, целиком обслуживают мощные машины, а тяжеловозам осталось лишь украшать собой различные шоу. Благодаря этой новой задаче, экстерьер лошади стал немного иным: больше внимания уделяется складности телосложения и масти животного.

Стандартное описание породы напрямую указывает на предназначение этих коней — тяжелая упряжка. Выведенная в середине XII века порода лошадей шайр с успехом использовалась в сельском хозяйстве, в перевозках грузов и военных операциях того времени. На их долю доставалась самая тяжелая работа по вспашке полей, перевозке тяжелых всадников в латах, а позже и передвижению орудий на позиции. Со временем, по мере появления дорог, соединяющих города, шайров стали использовать и для упряжки в дилижансы при перевозках людей и почты на дальние расстояния.

Для лошади породы шайр характерна широкая грудь и спина, очень развитый крестец. Незнакомый с породой человек может даже решить, что это толстый, жирный конь. В отличие от многих спортивных пород английские тяжеловозы отличаются хорошей упитанностью. Это одно из основных требований к выставочным животным.


Гармоничное телосложение и мощь животного в настоящее время можно оценить только на выставках и соревнованиях

При росте в холке 1,7-1,9 м вес шайра может достигать 1,2-1,5 т. Высокие и мощные ноги несут округлый, компактный корпус с короткой и мощной шеей и крупной тяжелой головой. Профиль ее имеет небольшую выпуклость, лоб должен быть очень широким.

Характерной особенностью, приобретенной в ходе селекционных работ от привозных фламандских (бельгийских) и , стали длинные волосы в нижней части ног (фризы). Наиболее часто встречающаяся среди породы вороная масть досталась от этих же предков. Как один из родоначальников породы бельгийский тяжеловоз дал шайрам то самое мощное телосложение, из-за которого «великий конь» выглядит таким гладким и упитанным. Но по сравнению с брабансонами, ноги шайров немного длиннее и мощнее.

Полученная в наследство от фризских тяжеловозов жесткая оброслость на ногах в настоящее время почти полностью сменилась шелковистыми прядями, свисающими до самой земли. Это создает необыкновенно декоративный эффект, когда «жирный конь» переходит на галоп, хотя изначальная роль этих украшений была совсем иной: заводчики заметили, что мокрец (болезнь кожи на ногах лошади) появляется гораздо реже у тех особей, которые имеют мягкие фризы.

Для достижения нынешнего вида старинных шайров скрещивали с шотландскими тяжеловозами уже во время возрождения породы. При этом самая большая порода унаследовала не только длину и шелковистость волос, но и часто встречающиеся белые отметины в нижних частях ног и гораздо большую подвижность.

«Жирный конь» в своем современном облике — это одновременно мощная и грациозная порода с высокими декоративными качествами. В последнее время в моду входит вороная или с белыми чулками от скакательных и запястных суставов до самых копыт и отметиной на лбу. Парадные упряжки с четверкой шайров одинаковой масти — незабываемое впечатление.

Галерея: лошади породы шайр (25 фото)

Порода лошадей Шайр (видео)

Рекорды, поставленные лошадьми

В те времена, когда пушки и тяжелые грузы перевозили на першеронах и фризах, а самые сильные лошади заменяли современные гусеничные тягачи, на свете жил гигант Самсон. Это не был известный персонаж из библейских текстов. Самсоном назвали шайрского тяжеловоза.

Этот «жирный конь» весил больше 1,5 т. Его рост в холке достигал 2,2 м. На фотографии того времени человек, стоящий рядом с самой крупной лошадью в мире, кажется карликом, едва достающим до спины коня. Самсона до сих пор не удалось перерасти ни одному из представителей его породы.

В 2007 году по кличке Крекер тоже был удостоен звания «Самая большая лошадь в мире». Этот претендент на запись в Книге Гиннесса жил в Великобритании, в Линкольншире. Благодаря развитию телевидения и СМИ, гигант был широко известен во многих странах. Его рост составлял чуть менее 2 м, а вес — 1,3 т.


Для достижения нынешнего вида старинных шайров скрещивали с шотландскими тяжеловозами уже во время возрождения породы

В настоящее время известны сразу несколько гигантов, которые могут претендовать на звание «Самая высокая лошадь в мире» и высшую оценку на выставках:

  • Дюк, 5-летний жеребец породы шайрских лошадей, достиг роста в 2,07 и прибавляет по 8 см в год, очень любит чай и яблоки.
  • Нодди, шайр такого же возраста и немного уступающий Дюку в росте — его высота в холке равна 2,05 м.
  • Диггер, принадлежит к той же породе лошадей и достигает 2,02 м в холке.

Большие лошади встречаются и среди представителей бельгийских тяжеловозов: жеребец Бруклин Сьюприм, например, достиг к 10 годам жизни роста в 1,98 м и веса в 1,4 т. Занесенный в Книгу рекордов Гиннесса как самый большой конь в мире брабансон из США по кличке Биг Джейк совсем немного отстал от Самсона: его рост равен 2,17 м, а вес достигает 2,5 тонны. Эту лошадь знают зрители телешоу «Дом Рональда Макдональда». Но превзойти гиганта из XIX века пока не смог ни один «жирный конь».

Самые большие лошади в мире (видео)

Испытания силы и выносливости

Порода славится не только гигантами, но и настоящими силачами. В настоящее время больше ценят декоративность лошадей, но еще 150 лет назад они устанавливали рекорды и по перевозке тяжестей. Это были не выставочные экземпляры, а обычные рабочие кони, чьи клички даже не всегда сохранились в памяти людей.

Так, в 1893 году санный поезд с грузом леса общим весом в 42 т тянула всего пара упряжных шайров. Конечно, тащить такую тяжесть они могли сравнительно недалеко. Санный поезд двигался всего 0,5 км, после чего коням потребовался продолжительный отдых.

В штате Мичиган (США) тяжеловозы (порода шайр) сумели перевезти груз весом около 65 т. Скольжение полозьев саней по ледяной дороге было достаточно легким, но все-таки груз, который удалось передвинуть каждой лошади, превосходил ее собственный в 15 раз.

Но абсолютный мировой рекорд поставил шайр по кличке Вулкан. В 1924 году на выставке Уэмбли, во время испытаний, он в одиночку рывком сумел передвинуть груз весом в 29,47 т. Такой подвиг был удостоен занесения в Книгу рекордов Гинесса и пока остается непревзойденным.

Там же запряженные парой шайры сумели приложить к динамометру усилие, равное 50 т. После этого та же пара сумела передвинуть груз весом в 18 т.

Крупные и спокойные, огромные кони шайры являются постоянными участниками различных шоу. Мягкий темперамент этих гигантов и необычный внешний вид обеспечивают им необыкновенную популярность на мероприятиях, связанных с шумом людских толп. Селекция самых больших коней производится в основном в направлении внешних данных, но существуют и соревнования по выносливости и силе, где лошадям предлагают задания, связанные со вспашкой земли или перемещением грузов.

Можно сказать, что приручение лошади вывело человека на новый уровень. Ему стало проще обрабатывать землю, выгоднее заниматься торговлей и удобнее путешествовать. Каждое направление деятельности выдвигало свои требования к силе, выносливости, скорости и внешнему виду животных. Так появились различные породы лошадей.

Особую нишу заняли лошади-тяжеловозы. С их помощью можно было перемещать различные грузы на большие расстояния. Мощные красавцы легко выдерживали вес рыцарей в боевом облачении. Кроме того, их использовали как тяговую силу на производстве и строительстве. Одна из самых известных пород тяжеловозов берет начало в средневековой Англии - это лошади шайр. Попробуем рассмотреть эту породу более подробно.

Как все начиналось

Знатоки истории Англии утверждают, что первые упоминания о крупных и выносливых лошадях, ставших родоначальниками новой породы, встречаются в 1066 году. Скорее всего, они попали в страну в эпоху правления Вильгельма І, названного Завоевателем. Но точных сведений об этом не сохранилось.

Для выведения особой породы местных производителей с фладрскими и фризскими лошадьми. Эта работа велась несколько столетий, а ее результат превзошел самые смелые ожидания.

Дальнейшее развитие породы

Многие правители Англии интересовались разведением лошадей. Так, например, король Генрих II, занявший престол в 1154 году, приказал ввезти на территорию страны крупных лошадей из Фландрии для улучшения породы.

Правительству Генриха VIII принадлежат первые государственные акты, запрещающие разводить тяжелоупряжные породы, рост которых меньше 154 см. Для увеличения роста рекомендовалось скрещивать шайров с немецкими, бельгийскими и голландскими породами.

Значимую роль в развитии «великих лошадей» сыграла королева Елизавета, вступившая на престол в 1558 году, она также требовала от правительства увеличения поголовья тяжеловозов.

Чтобы достигнуть оптимальных параметров породы, заводчикам запрещали пускать на племя представителей, параметры которых были меньше, чем нижняя граница промеров. За этим следили, а начиная с 17-го века заводчиков могли наказать за подобные несоблюдения. При экспорте за пределы Англии лошади также проходили тщательный контроль. Особей с недостаточным ростом вывозить запрещалось даже в Шотландию и Ирландию.

В 1878 году была издана племенная книга, в которой был указан родоначальник новой породы. Эта честь досталась жеребцу-производителю с забавной кличкой Слепая Лошадь. С этого момента шайрская порода отслеживается подробно.

Скорее всего, родоначальник породы не был слепым, это просто воображение хозяина, но некоторые историки утверждают, что подобный дефект имел место.

Собственно, в 1878 году организовалось общество коннозаводчиков, специализирующихся по разведению шайров. А в 1880 году был учрежден специальный студбук, в котором сохранялись важные сведения о породе. Как только английский тяжеловоз стал предметом специальных выставок, в студбуке стали фиксировать отобранных для показов жеребят, кобылиц и взрослых жеребцов.

Интересно отметить, что английские тяжеловозы не сразу обрели свое название. Сначала встречалось название Great Horse, что переводится как «великая лошадь». Позже породу стали называть староанглийской и английской. В 18-м веке часто встречалось название «английская вороная» и «линкольнширский гигант». Затем за породой было закреплено название «шайр», что можно перевести как «граница» или «графство».

Внешний вид жеребцов

Лошади шайр выделяются особым Селекционеры уделили этому моменту большое внимание. По стандарту жеребцы могут быть трех мастей:

  • вороные;
  • гнедые;
  • серые.

В окрасе допустимо небольшое количество белых пятен. Это может быть стрелка на морде ото лба до кончика носа или белые чулки.

Жеребцы по стандарту породы не могут быть меньше следующих параметров:

  • рост в холке - от 173 см и выше;
  • допустимый вес лошади - от 900 кг (в среднем это 1100-1200 кг);
  • обхват грудной клетки начинается с 215 см (средний показатель - 255 см);
  • пясть передней конечности - не менее 25 см в обхвате.

По пясти судят об общем развитии костяка и сухожильно-связочного аппарата животного. Это часть ноги между запястьем и бабкой (путовой костью). Строение пясти различно у лошадей разных направлений. Для тяжеловозов характерна округлая форма, на которой сухожилия не вырисовываются, а прощупываются.

Внешний вид кобыл

Для чистоты породы внешний вид и стать кобыл также имеет значение, но здесь допустима некоторая вольность. Так, например, к трем основным мастям можно добавить чалую. Кроме того, не так строго регламентируется количество белых отметин. Их может быть больше, чем допустимо для жеребцов.

При измерении параметров кобыл всегда учитывается, что они несколько мельче и ниже. В этом случае минимальный рост лошади отсчитывается от 163 см в холке.

Отличительные особенности экстерьера

Кроме роста, веса и обхвата грудной клетки, существует целый ряд особенностей экстерьера породы. Для всех представителей характерна массивная голова с широким лбом. Нос имеет характерную горбинку. Уши не слишком крупные, скорее, средние по размеру. Все лошади шайр имеют короткую шею с высоким выходом, прочную короткую спину, мускулистые плечи и крутые лопатки. Для породы характерен длинный и широкий круп с высоко поставленным хвостом.

Лошади имеют пышную ниспадающую гриву. Она может быть длинной или средней, часто хозяева заплетают для красоты особые косы разного вида. Иногда в них вплетаются ленты или цветные нити. Некоторые хозяева предпочитают декоративные стрижки для грив своих питомцев. Поскольку лошади шайр часто участвуют в соревнованиях и выставках, то внешнему виду гривы придается очень большое значение.

Особое внимание уделяется ногам. Они должны быть длинными, сильными и мощными. На запястном и скакательном суставах отрастают пышные и мохнатые фризы, придавая породе особый шик. Копыта должны быть крупными, чтобы выдержать вес животного. Чаще всего они полностью скрыты под так называемой щеткой (фризой).

Внутрипородные типы

Исторически сложилось, что внутри породы животные подразделяются на несколько типов. Шайры, выращенные йоркширскими коннозаводчиками имеют более сухое телосложение и обладают большей выносливостью. Животные, выращенные в Кембриджшире и Линкольншире, имеют более выраженные щетки на ногах и более костистое сложение.

Попытки далекого экспорта

На территории Европы порода приживалась отлично, что вело к ее высокой популярности. Но в 1853 году несколько шайров было вывезено в Америку. Перевозить животных было достаточно затратно и сложно, поэтому США до 1880 года в импорте английских тяжеловозов были не особо заинтересованы. Однако европейская порода в Америке составила достойную конкуренцию местным тяжеловозам першеронам. Примерно с 1910 года лошади не только ввозились на территорию страны, но и разводились на месте. В этот период почти 80 % всего мирового поголовья шайров выращивалось именно в США.

На территорию России шайры завозились только с целью выведения и улучшения местных тяжелых пород. Так, например, кровь шайров присутствует у владимирских тяжеловозов. Их характеристики были лучше, но этого оказалось недостаточно, чтобы «англичане» вытеснили отечественных «силачей».

Мировой рекордсмен

Тяжеловоз шайр считается самой крупной лошадью мира. Этой породе принадлежат рекорды роста и веса. Даже среднестатистические представители поражают воображение своими габаритами и мощью. Что уже говорить о признанном рекордсмене! Мировой рекорд принадлежит самому крупному шайру по кличке жеребец имел рост в холке 219 см, а вес лошади превышал 1520 кг. Рекорд был установлен в 1846 году, изначально жеребенка назвали Самсоном, но потом его кличку изменили.

Родиной рекордсмена является Тоддингтон Миллс, Бедфордшир.

Знатные представители

Благодаря точному учету и полным спискам выставочных животных до нас дошли имена наиболее ярких представителей породы тех времен:

  • Линкольн 1345.
  • Мачлесс 1509.
  • Вильям Конкверор 2343.
  • Джон Буль 1180.

Эти жеребцы стали прародителями большого количества чемпионов породы. Они дали несколько линий выставочных представителей с мощной статью и солидным ростом.

Сегодня самым крупным шайром в Европе считается жеребец Крекер. По данным 2007 года его рост - 198 см, а вес превышает 1200 кг. Родина Крекера - Линкольншир. В мире же самым крупным является шайр из Австралии Нодди (в некоторых источниках Нобби). Его рост - 205 см.

Как ухаживать за английским тяжеловозом

Нельзя сказать, что содержание шайра сильно отличается от содержания других тяжелоупряжных пород. Поскольку животное крупное, оно требует большего количество кормов. Сена и свежей травы в сутки уходит до 17 кг. Лошади-рекордсмены требуют в сутки более 25 кг корма. Концентрированные подкормки применяются редко, подкормки для выгонки роста не применяются вообще. В качестве концентратов можно использовать травяную муку и жмых. Суточная доза такой подкормки - около 7 кг. Шайры любят яблоки, свеклу и морковку. Важно не забывать давать лошади чистую воду.

Уход за гривой и хвостом для этой породы обязателен. Если у животного длинные фризы на ногах, то их тоже регулярно моют и вычесывают. Для гигиенических процедур используют специальные шампуни и кондиционеры. Плетение кос сохраняет гриву и хвост от спутывания.

Как и для других пород, для шайров необходимо соблюдение чистоты в конюшне. Важно, чтобы подстилка в стойле была сухая. При недостаточном уходе ноги животных подвержены мокрецам. Особенно часто эта проблема наблюдается у лошадей с грубым и жестким волосом в области фризов. Для профилактики мокрецов лошадям моют ноги, обсушивают их и притрушивают мелкими опилками. Через какое-то время опилки вычесывают из фризов.

Животное должно иметь возможность ежедневно двигаться. Обязательно проводить длительные прогулки и подвергать разумным нагрузкам.

Характер

Шайры отличаются удивительно покладистым нравом. Эта лошадь не боится работы, она послушно выполнит любую команду. Недовольство и раздражение проявляются крайне редко. Доброта, верность и послушание - основные черты характера животного.

Наездники, представляющие лошадей на выставках и соревнованиях, знают, что для управления таким конем нужна сила и уверенность. Великаны легко переносят грузы, их поступь плавная и размеренная, а вот пустить их в галоп - дело нелегкое. А учитывая мощь, еще и опасное. Кроме того, остановить галопирующего шайра довольно сложно, поэтому подобные эксперименты проводят нечасто.

Как дела обстоят сегодня?

Технический прогресс поставил английских тяжеловозов на грань выживания. Их поголовье критически снизилось. Сегодня в Европе всего несколько сотен шайров. По этой причине чистопородные жеребята шайра ценятся у знатоков очень высоко. Каждый из них фиксируется и отслеживается.

Заводчики всеми силами стараются повысить поголовье и сохранить породу, но это нелегкий труд. До сих пор ведется племенная книга, в которую по трехступенчатому принципу заносятся все жеребята. Основной раздел отведен для чистопородного потомства.

Для «половинчатых браков» существует особая классификация. Потомство (кобылки) от зарегистрированного жеребца и незарегистрированных кобыл относят в категорию «А». Далее эту новую кобылку покрывает зарегистрированный жеребец, и их потомство (кобылки) переходят в категорию «В». Кобылка из категории «В» покрывается зарегистрированным жеребцом, и это потомство считается чистокровным. К селекции допускаются кобылы только чистокровного происхождения.

Чтобы доказать отцовство, каждый жеребенок подвергается ДНК-тесту, на основании которого заносится в определенную категорию.

Как изменялся подход к использованию породы

Сильный и выносливый конь шайр был способен нести на спине большой груз. Такая лошадь в 16-м веке оказалась незаменимой при проведении военных операций, поскольку кольчуги, доспехи и оружие имели немалый вес. Однако постепенно облачение военных менялось, а уходили в историю, потребность в тяжеловозах для армии становилась меньше.

19-й век дал толчок развитию сельского хозяйства и торговле. Шайрская основной рабочей силой на фермах, в портах, на железной дороге. Тяжелые упряжи передвигались и по городским дорогам, и за пределами городов.

С появлением машин, грузового транспорта и трамваев выращивать и кормить тяжелоупряжных лошадей стало невыгодно. Мелкие фермеры переключились на более экономичные породы. Это чуть не стало причиной полного уничтожения породы, которая потеряла привлекательность. Однако благодаря энтузиастам своего дела порода сохранилась.

Сегодня шайр - лошадь, цена которой сравнима с элитными скакунами. В России стоимость английского тяжеловоза составляет примерно около 1 миллиона рублей. Породу используют для выставок и состязаний. Часто породистые жеребцы участвуют в рекламных акциях и съемках роликов. Особую популярность шайры снискали у производителей пивной продукции. Их запрягают в рекламные тележки, загруженные пивными бочонками.

Однако все это не значит, что лошади утратили навыки сельскохозяйственных и грузовых работ. Они с легкостью потянут карету, груженую повозку и плуг. Особи, которые не подходят для селекционной работы, могут встречаться на фермах и частных подворьях.

Лошади породы шайр весьма выносливы, сильны и в то же время грациозны. Таких животных нельзя не любить, они восхищают своим видом и умом.

Лошадь - это животное, которое человек приручил издавна для того, чтобы облегчить свою жизнь. Специалисты утверждают , что человек одомашнил это животное более 6000 лет назад. На протяжении многих веков лошадь исправно служила человеку в разных видах деятельности: в хозяйстве, в военной отрасли, а также в качестве транспорта.

Изображение лошади находило своё применение в искусстве. С некоторыми видами можно ознакомиться лишь на древних картинах.

На протяжении столетий человек выводил новые породы коней, выполняющих строго определённые задачи. Характеристики стали группировать не только по климатической принадлежности, но и по физиологическим данным.

Развитие технического прогресса заставило многие виды лошадей исчезнуть . Но неравнодушные животноводы стараются не допускать подобных явлений и трудятся над разведением конных пород.

Самыми крупными лошадьми в мире считаются тяжеловозы. К ним относится и шайр (английский тяжеловоз). Представители породы достигают двух метров в холке. Это могут быть жирные кони или выносливые тяжеловозы. Впрочем, не всегда это самая толстая лошадь , но часто самая тяжёлая. Шайр считается самой крупной породой лошадей.

Исторические данные

Первые сообщения о сильных могучих конях относятся к XI веку. Чтобы вывести поколение выносливых лошадей, местных представителей скрещивали с фризскими и фландрскими. Бельгийский тяжеловоз сыграл немалую роль в появлении шайра.

Власти издавали указы, не разрешающие разведение пород с ростом менее 154 см. Чтобы увеличить рост, рекомендовали шайров скрещивать с другими крупными конными представителями. Например, с бельгийскими. Впрочем, бельгийские породы немного уступают шайрам в росте и весе.

Королева Елизавета в XVI веке также была заинтересована в увеличении численности тяжеловозных лошадей. За оптимальными параметрами породы осуществлялся строгий контроль.

В 1878 году появились данные о родоначальнике породы по кличке Слепая Лошадь. Было ли животное действительно слепым, сегодня уже неизвестно. В это же время было образовано общество разведения шайров, разработаны параметры породы, шайр стал участвовать в выставках.

Название «шайр» появилось не сразу . Сначала породу называли «великой лошадью». Потом лошадей называли староанглийскими. В XVIII веке закрепилось название «шайр».

Галерея: английский тяжеловоз или шайр (25 фото)























Внешние характеристики

Кони этой породы бывают трёх мастей:

  • вороные;
  • гнедые;
  • серые.

Окрас может иметь немного белых пятен .

Рост жеребцов - от 173 см в холке и выше. Вес - от 900 кг. Грудная клетка - от 215 см. Передняя пясть - от 25 см. Пясть имеет округлую форму, сухожилия прощупываются.

Кобылы, кроме названных окрасов, могут быть чалыми. Белых пятен может быть больше, чем у жеребца. Рост кобылы - от 163 см.

Особенности экстерьера

Порода лошадей шайр обладает и другими внешними особенностями. У её представителей широкая голова и массивный лоб. Уши среднего размера. Шея недлинная, спина сильная, плечи отличаются мускулистостью. Круп широкий, хвост расположен высоко.

У шайров пушистая ниспадающая грива . Она может быть разной длины. Хозяева часто украшают питомца красивыми лентами либо делают оригинальные стрижки. Внешний вид гривы очень важен в любых соревнованиях. Обязательным признаком породы является наличие фризов на ногах, имеющих шелковистую густую структуру.

Породы шайр имеют несколько подразделений внутри своей породы:

  • йоркширские шайры выносливее остальных и имеют более сухое телосложение;
  • кембриджширские и линкольнширские носят более пушистые фризы.

Экспорт

Шайр отлично разводился в Европе. В XIX веке он появился в Америке, где конкурировал с местными тяжеловозами — першеронами. Позже английские тяжеловозы стали разводиться и американскими заводчиками, причём в большем количестве , чем в Европе.

В Россию кони завозились с целью улучшения местных пород, но вытеснить российских тяжеловозных лошадей им не удалось.

Рекордсмены

Английский тяжеловоз является самой большой лошадью в мире. Порода по праву занимает самые высокие позиции по росту и весу. Рекордсменом породы является жеребец по кличке Мамонт из Бедфоршира, который имел рост 219 см и вес 1520 кг. Мамонт считается самым большим конём в мире.

Также известны самые крупные лошади: жеребцы Линкольн с весом 1345 кг и Малчесс с весом 1509 кг.

В наше время самая большая лошадь в Европе - это Крекер с ростом 198 см и весом более 1200 кг. Самая большая лошадь в мире на сегодняшний день - жеребец из Австралии по кличке Нодди с ростом 205 см. Нодди называют и самой высокой лошадью в мире.

Уход

Особенности ухода за шайром мало отличаются от таковых для других пород. Животное крупного размера и нуждается в большом количестве корма. Шайру необходимо до 17 кг сена и травы в сутки. Рекордсмены поглощают более 25 кг корма в сутки.

Концентрированные подкормки нежелательны, подкормки для роста не используются. Можно давать жмых и муку из травы, около 7 кг в сутки. В рацион добавляют морковь, свёклу, яблоки. Не стоит забывать и о чистой воде.

Обязателен уход за гривой и хвостом, а также за фризами. Лошадиную шевелюру моют специальными шампунями и вычёсывают. Чтобы грива не путалась, её заплетают в косы.

Важно поддержание чистоты в стойле, сухость подстилки. При недостаточной сухости животное может страдать мокрецами - особой формой дерматита. Для предотвращения заболевания ноги тяжеловозам после мытья и сушки посыпают опилками.

Лошади важно вести подвижный образ жизни с ежедневными прогулками.

Характер

Шайры - удивительно покладистые животные. Порода выносливая и трудолюбивая. Отличается верностью и преданностью хозяину. Наездники, управляющие лошадьми, отмечают, что порода требует сильного и уверенного наездника.

Шайры отлично носят грузы, но скакать галопом их трудно заставить. Впрочем, галоп для тяжеловоза может быть опасным занятием, и хозяину не стоит рисковать с подобного рода занятиями.

Разведение шайров

На сегодняшний день поголовье тяжеловозов снизилось. Процесс разведения является нелёгкой работой. Все потомство шайров регистрируют в племенной книге с присвоением категорий. В селекции могут участвовать только чистокровные кобылы.

Шайры восхищают своим внешним видом и прекрасными характеристиками. Цена коней соотносима с элитными. В России английский тяжеловоз продаётся за миллион рублей.

Внимание, только СЕГОДНЯ!

Последние материалы сайта