Иволгинский дацан и нетленный хамбо лама итигэлов. Нетленный хамбо лама итигэлов Даши доржо

19.02.2024
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

Вконтакте

Феноменальное явление Хамбо Ламы Итигэлова в 2002 году вызвало в мировом сообществе необычайный интерес. 10 сентября этого года на поверхность земли было поднято тело XII Пандито Хамбо Ламы Даша Доржи Итигэлова, главы буддистов Восточной Сибири, который был похоронен 15 июня 1927 года.

Комиссия судмедэкспертов сделала осмотр и составила заключение, где говорилось, что никакая бальзамация и консервация тела не производилось. Как тело Хамбо Ламы сохранилось в таком состоянии – осталось загадкой.

Другие города , Public Domain

Это явление широко обсуждалось в прессе, был создан фильм, собрано много материала о жизни и деятельности Итигэлова, проводились круглые столы, конференции, но ясного объяснения этого феномена пока мы не услышали. Современная наука не в состоянии объяснить природу этого феномена. Ныне живущие ламы высказали мнение, что благодаря духовной практике и медитации он сумел сохранить тело, чтобы продемонстрировать силу учения Будды.

Изучение выдающейся личности лидера буддистов и известного общественного деятеля XII Пандито Хамбо Ламы Даша Доржи Итигэлова, осмысление и понимание его духовного завещания, глубокий научный анализ его философских и медицинских трудов является достойной задачей светской науки.

В Иволгинском дацане есть три чуда.

Первое чудо это то, что Итигэлов пришел, ничего не сказал, не произнес ни сло­ва, однако весь мир о нем знает и говорит.

Второе — Итигэлов пришел и никого к себе не зо­вет, но миллионы людей идут к нему.

И третье — кто встретил­ся с Хамбо ламой Итигэловым, никогда не забудет этого, по­тому что другой возможности встретиться с человеком, кото­рому 165 лет, просто нет.

Институт Итигэлова осуществляет активный процесс сбора информации об основных вехах жизни, духовной и светской деятельности XII Пандито Хамбо Ламы Итигэлова.

Созданы и продолжают пополняться базы: архивных материалов, интервью с земляками, видео-фотодокументов, публикаций в СМИ, проводится социологический опрос паломников. Эти материалы являются источниками для сбора фактической информации о влиянии феномена Хамбо Ламы Итигэлова на общество.

Биография

Происхождение, детство и юность

По сохранившейся родословной Итигэлов родился в 1852 году в местности Улзы-Добо (юго-восточный берег озера Сагаан Нур, ныне территория Оронгойской сельской администрации Иволгинского района Республики Бурятия). У его отца Мантагарай Этигэла были 3 сына и дочь. Лишившись родителей, Итигэлову рано пришлось начать работать. С детства он отличался целеустремленным и независимым характером.


Архив Иволгинского дацана , CC BY-SA 3.0

С середины 60-х годов 19 века более 20 лет Итигэлов обучался в Анинском дацане — крупном духовном, философском и культурном центре, находящемся в трехстах километрах от его родины.

Настоятелем дацана в этот период был Хойто Ламхай Аюшин Галдан. Он определил Итигэлову стипендию за счёт жителей сел Ойбонт, Тохорюкта, Нурэй и Могой. Итигэлов был казачьего сословия и должен был нести службу, и по указанию Хойто Ламхай жители этих сёл также выплачивали отступные от службы в течении 20 лет.

Образование

Итигэлов после обучения в Анинском дацане защитил высокие духовные звания гэбши, затем габжи и достиг в науках высокого совершенства. Известно, что во время учебы в Анинском дацане он совершенствовал свои знания и в Цугольском дацане (ныне находится на территории Читинской области).

После окончания учебы в Анинском дацане и службы в разных дацанах Итигэлов снова начал в 1895 году обучение на медицинском факультете в Тамчинском (Гусиноозерском) дацане.

Другие города , Public Domain

В 1898 г. Итигэлов вернулся в Янгажинский дацан, где был зачислен в штатные ламы. Он преподавал буддийскую философию, одновременно исполняя обязанности Гэсхы Ламы Цогчен дугана.

В 1903 г. его назначают Ширээтэ Ламой Янгажинского дацана. В этой должности он ведет активную общественную деятельность. Высокая образованность, авторитет среди духовенства и местного населения способствовали тому, что его избрали депутатом Удинского округа.

Русско-японская война и Первая мировая война

С началом русско-японской войны (1904 г.) прихожане Янгажинского дацана казаки Янгажинской станицы призываются и направляются на фронт. Ширээтэ Итигэлов проводит обряды по защите уходящих на фронт земляков.

В период военных действий, в целях совершения добродетели для воинов, погибших и пострадавших во время войны, особенно воинов-милостынедателей Янгажинского дацана, под руководством Ширээтэ Ламы Итигэлова строится Чойра-дуган и Дэважин-дуган, прилагаются большие усилия для просветительской деятельности среди верующих и мирян.

За усердие и верноподаничество Ширээтэ Янгажинского дацана Итигэлов царскими указами награждается шейной и нагрудной медалями.

Пост Пандито Хамбо Ламы

Весной 1910 года XI Пандито Хамбо лама Иролтуев наносит визит в Янгажинский дацан и предлагает Д.Д.Итигэлову выставить на выборы свою кандидатуру на пост Пандито Хамбо Ламы, в связи с предполагаемой собственной отставкой.

Через год (19 марта 1911 г.), пройдя непростую процедуру выборов в Резиденции Пандито Хамбо ламы (Тамчинский дацан) Д.Д.Итигэлов был избран и приведен к присяге в сане ХII Пандито Хамбо Ламы Ламайского духовенства Восточной Сибири.

Аудиенция у Императора России

В начале февраля 1913 года ХII Пандито Хамбо лама Итигэлов приглашается на празднование 300-летия дома Романовых в столицу Российской империи Санкт-Петербург. Делегация ламаистского духовенства была принята в Департаменте по религиозным делам Министерства Внутренних дел.

19 февраля Пандито Хамба Лама Итигэлов провел торжественный молебен за здравие и благоденствие Императора и всего царского дома в Санкт-Петербурском буддийском храме «Гунзечойнэй». Он присутствовал на торжественном обеде в честь 300-летия дома Романовых и от имени всех бурят, духовных и светских, произнес поздравительную речь.

Затем делегация была удостоена личной аудиенции Императора, на которой Пандито Хамбо Ламе Итигэлову был пожалован «За отличное усердие» Орден Святого Станислава III степени.

Первая Мировая война

Вскоре, после возвращения делегации из Санкт-Петербурга, началась Первая Мировая война. По инициативе Пандито Хамбо Ламы Итигэлова в Верхнеудинске было создано «Общебурятское общество», куда вошли 120 духовных и светских лиц.

Главной задачей нового общества было привлечение населения к оказанию финансовой и материальной помощи государству. Благодаря деятельности этого общества было собрано 130000 рублей, продукты питания, обмундирование, медицинские принадлежности и установлен в прифронтовой полосе лазарет.

В 1915 году Пандито Хамбо Лама Итигэлов с Дамби Хэшэктуевым объехал все дацаны. На собранные деньги они приобрели одежду, обувь, полотенца, табачные изделия, ягоды, сахар, товары повседневной потребности и отправили к Пасхе на действующий фронт и в госпитали.

Кроме этого, в прифронтовые госпитали для оказания помощи и лечения раненых были направлены эмчи-ламы во главе с Кенсур Хамбо Ламой Иролтуевым. За особые труды и заслуги по оказанию помощи лицам, призванным на войну, а также семьям раненных и павших Император Николай Второй пожаловал Пандито Хамбо Ламе Итигэлову орден Святой Анны II степени и медаль.

Последние годы жизни

Д. Д. Итигэлов был Председателем II Общебурятского съезда, который прошел в июле 1917 года в Тамчинском дацане. Вскоре после этого он, в связи с болезнью, сложил с себя полномочия Пандито Хамбо Ламы и вернулся в Янгажинский дацан, где занимался просветительской деятельностью и лечебной практикой.

Он создал труды по буддийской философии (их более 50), написал фундаментальный труд по тибетской фармакологии «Жор», оставил духовное завещание своим прихожанам, ученикам и потомкам.

Обретение нетленного тела

В 15-й день первого летнего месяца 1927 года в возрасте 75 лет ХП Пандито Хамбо Лама Итигэлов в присутствии лам Янгажинского дацана попросил прочитать для него молитву «Благопожелание уходящему» (Нуга Намши). Ламы не могли решиться и тогда он начал ее читать сам.

Ламы присоединились к чтению молитвы и после окончания обряда, и в соответствии с завещанием Д.Д.Итигэлова поместили его в позе лотоса в бумхан (саркофаг) и оставили в захоронении в местности Хухэ Зурхэн (в Иволгинском районе Республики Бурятия).

В 1955 году, в соответствии с завещанием Итигэлова ХVII Пандито Хамбо Лама Лубсан Нима Дармаев с группой лам подняли бумхан с телом ХП Пандито Хамбо Ламы Итигэлова и убедившись в неизменности его тела, провели необходимые обряды, сменили одежду и вновь поместили в бумхан.

В 1973 году XIX Пандито Хамбо Лама Жамбал Доржо Гомбоев с ламами Иволгинского дацана повторно осмотрели тело ХП Пандито Хамбо Ламы Итигэлова и, убедившись в его сохранности, поместили в бумхан.

10 сентября 2002 года ХХIV Пандито Хамбо Лама Дамба Аюшеев с группой лам Иволгинского дацана в присутствии светских лиц (эксперты-криминалисты и др.) вскрыли бумхан Хамбо Ламы Итигэлова и, выполнив необходимые ритуальные действия, перенесли его в Иволгинский дацан.

Дмитрий Шипуля , CC BY-SA 3.0

Таким образом, доступные к настоящему времени историко-архивные материалы, воспоминания старожилов, сохранившиеся сведения в библиотеках дацанов позволяют только наметить основные вехи жизненного пути одного из выдающихся духовных лидеров северного буддизма XII Пандито Хамбо Лама Д.Д.Итигэлова.

Детали и обстоятельства каждого этапа жизни требуют дополнительного изучения. Феномен обретения тела Учителя вызвал активность и интерес буддистов (не только в России, но и за её пределами) к изучению духовного наследия Учителя, более глубокому познанию образа его жизни, исторического фона и других обстоятельств его духовной и общественной деятельности.

Фотогалерея




Полезная информация

Пандито Хамбо лама XII Даши-Доржо Итигэлов
Бур. Этигэлэй Дашадоржо
Этигэлов
Итегелов
Итыгилов
Драгоценное нетленное тело

Даты жизни

Послание своему народу

Благословенный Тремя драгоценностями незабвенного Ламы

Совершенствует свой Ум безопасно и постоянно,

Создавая возможность десяти важных встреч.

Богатство молодого друга, только в раннем накоплении благодеяний.

Видение золотой горы Сумеру, подобно встрече с пятью Скандхами.

Не страдает, в покое ли ваше драгоценное тело?

Будьте чистым среди моря грязи в опасное и смутное время,

Как цветок пяти Скандх, подобно раскидистому дереву держащее выросшее место.

Светлые и добрые пять устремления ваши, не тронуты инеем или градом?

Этими словами довожу Учение для напоминания и сохранения!

Нашедшего человеческую драгоценную свободу – трудно найти!

Встретившего Драгоценное Учение Будды – трудно встретить!

К хозяину здешнему – Очирдари Ламе – трудно попасть и пообщаться!!!

Отдавшись обману опасных для жизни деяний,

Достигнешь предела в этой жизни, и беззаботно шагая,

Подгоняемый красной энергией кармы своей,

Ведущий на встречу к хозяину смерти.

Во время одинокого ухода в следующий мир,

Все твое богатство, родные, близкие,

Оставшись на родной стороне, не последуют за тобой.

Эти богатства безумно собранные и накопленные,

Превратятся в особый яд и станут бесполезными,

Так учили все предыдущие Будды.

Бесстрастно изучив земную жизнь, начинайте с сегодняшнего дня

Практику Десяти Благих Деяний – незамедлительно!!!

Больше особо сказанного нет в моем окончательном послании,

Когда пребываю в данной жизни.

(Перевод XXIV Хамбо Ламы Дамбы Аюшеева)

Феномен Итигэлова

Одним из важнейших событий (ноябрь-декабрь 2004 г.) следует считать совместный проект с Российским государственным гуманитарным университетом по исследованию образцов волос, кожных покровов и ногтей Хамбо Ламы Итигэлова. Исследования провел известный ученый, специалист Российского центра судмедэкспертизы Минздрава РФ, д.м.н., заведующий отделом идентификации личности В.Н. Звягин.

Принято считать, что существуют три состояния тела после физической смерти. Первое – мумификация, когда тело совершенно обезвожено. Второе - состояние торфяного дубления, когда тело человека, попадая в болото, приобретает красный цвет и лишается жидкости. Третье состояние – жиро-воска.

Ученые называют феномен Итигэлова «четвертым состоянием смерти».

Спектральный анализ волос, ногтей и кусочка кожи Хамбо Ламы Итигэлова никаких разрушительных изменений не выявил. Органический состав тканей Хамбо Ламы соответствует органическому составу тканей обычного человека.

Память

Фактически началом создания Института Хамбо Ламы Итигэлова можно считать 24 апреля 2003 года, когда был образован в г. Улан-Удэ информационный центр "Вместе с Хамбо Итигэловым".

Основной задачей центра стало информирование общественности и СМИ о жизни, деятельности и духовном наследии Хамбо Ламы Итигэлова. В апреле 2003 года решением Сугунды Буддийской традиционной Сангхи России Драгоценное тело ХП Пандито Хамбо Ламы Итигэлова признано Святыней бурятского народа.

Создан документальный фильм «Послание Хамбо Ламы Итигэлова» , который получил престижную премию Международного телефестиваля стран СНГ и Балтии «Лучшие программы Содружества» - золотой «Бриллиант Содружества» в г. Алма-Ата в ноябре 2005 г., в номинации – лучшее журналистское расследование, премию на международном телевизионном конкурсе «Алтан Сэргэ» в 2006 году.

В Дэважин дугане Иволгинского дацана 30 марта 2005 года преподавателем Буддийского Университета «Даши Чойнхорлин» Жаргалом Дугдановым была найдена рукопись Пандито Хамбо Ламы Итигэлова о линии его 11 перерождений. Эта линия состоит из пяти перерождений в Индии, 5 перерождений в Тибете и двух в Бурятии.

На месте его рождения в местности Улзыта Довоо построен и торжественно открыт мемориальный комплекс, в который вошли буддийская ступа, аршан «Улзыта» (пер. с бурятского «дающее благо») и летний домик Хамбо Итигэлова 4 сентября 2005 г.

В сентябре 2005 года реализован проект создания в честь Хамбо Ламы Итигэлова памятной доски в Санкт-Петербурском дацане, в котором он провел первый хурал 21 февраля 1913 года.

В местности Хухэ Зурхэн, месте нахождения в течение 75 лет Пандито Хамбо Ламы Итигэлова в сентябре 2006 года возведен и освящен субурган «Жанчуп Чоддэн», посвященный этой священной земле и Хамбо Ламе Итигэлову.

Дни встречи и поклонения

Уточнения

Встречаются написания фамилии Этигэлов, Итегелов, Итыгилов

Если вы до сих пор не верите в чудеса, вам пора побывать в Бурятии: там, в Иволгинском дацане в 40 минутах езды от Улан-Удэ, под стеклянным колпаком сидит человек, который скончался ещё в 1927 году. Он сидит в позе лотоса с прямой спиной, никем и ничем не поддерживаемый. Ученым невдомек, почему тело не только не разлагается, но и почему-то источает благоухание. А главное, почему любой, даже самый последний скептик, находясь подле испытывает трепет и вместе с тем чувствует огромный прилив душевных сил. Буддисты знают, что Даши-Доржо Итигэлов - их любимый Хамбо-лама, как и обещал когда-то, вернулся в мир живых и вновь принялся творить чудеса.

Одна из главных святынь Иволгинского дацана - дерево «бодхи», или баньяновое дерево, которое почитается всеми буддистами – по легенде, именно под ним Будда достиг полного просвещения. Для этого дерева в монастыре даже построена специальная оранжерея. Любой человек может обрести здесь исцеление, духовное или физическое - монахи лечат прихожан с помощью лекарств тибетской медицины, проводят обрядовые ритуалы.

Бытуют слухи, что дацан может подарить и исцеление – говорят, что таким чудодейственным даром обладает нетленное тело Хамбо Ламы Итигэлова, которому можно поклониться в Иволгинском дацане. Оно хранится в храме Чистой земли, который притягивает к себе буддистов со всего света. Как гласит легенда, Лама Даша Доржо Итигэлов, будучи уже глубоким старцем, сел в позу лотоса и покинул свое тело в начале прошлого века, повелев своим ученикам, чтобы они похоронили его, но достали из могилы, когда минет 70 лет. Ученики выполнили его наставления и сегодня, спустя более восьмидесяти лет после «смерти», Лама Итигэлов по-прежнему сидит в позе лотоса в главном дугане (храме) Иволгинского дацана.

Нетленное тело бывшего Главы буддистов России Ламы Даша Доржо Итигэлова, умершего 90 лет назад – это один из случаев энергоинформационной трансформации высочайшего уровня практики саморазвития Духа. Исследования экспертов демонстрируют потрясающие результаты: Итигэлова все признаки живого человека – мягкая кожа, подвижные суставы, отмечается и слабая активность мозга. Раз в полгода Лама даже прибавляет или теряет до полу-килограмма веса.

В строго определенные дни к ламе, «восседающему» под стеклянным колпаком, выстраиваются длинные очереди желающих прикоснуться к святыне, по слухам, здесь не редкость исцеления и исполнения желаний.

Кто такой Лама Итигэлов? В 1911-1917 гг. этот человек был главой всех буддистов Бурятии. Но на прием к нему шли люди самых разных конфессий, в том числе - сам Николай II с семейством: слава о целительских способностях Даши-Доржо Итигэлова достигла Санкт-Петербурга. Но рассказывать государю о том, какой страшный конец уготован ему самому и всей его семье Хамбо-лама не стал. Зачем? От судьбы не уйдешь… Он знал наперед, какие времена грядут, к чему готовиться. Увещевал других лам покидать Россию - спасаться. При этом сам никуда уезжать не торопился, пребывая в абсолютном спокойствии: «Меня они взять не успеют». Он вообще очень многое знал и умел, этот необычный лама. Написал великое множество трудов по буддизму. Досконально изучил тибетскую медицину и оставил огромный трактат по фармакологии. За его благословением охотилась вся Бурятия. Оно и понятно - как могло быть иначе, когда все солдаты, что получили благословение Итигэлова перед уходом на русско-японскую войну, вернулись домой целыми и невредимыми? А еще он мог ходить по воде, перемещаться в пространстве и предсказывать грядущие события. Но самое главное, он сумел подчинить себе время!

В 1917 году он сложил с себя полномочия главы буддистов России и на протяжении 10 лет совершенствовал свой дух. 15 июня 1927 года он созвал всех своих учеников и сказал им: «Приходите ко мне через 30 лет - посмотрите на мое тело. А через 75 лет я к вам вернусь». Растерянные стояли ученики круг учителя. Еще больше удивились они, когда тот сел в позу лотоса и попросил их прочитать буддийскую молитву «Благопожелание уходящему». Те отказались - ведь эту молитву читают лишь покойникам. Тогда Итигэлов сам произнес ее и в ту же секунду перестал дышать. Тело ламы поместили в кедровый гроб и предали земле. А откопали через 30 лет - в тайне от властей. Монахи убедились, что тело осталось нетленным, произвели необходимые обряды, сменили одежды и вновь погребли. Второй раз монахи убедились в сохранности тела в 1973 году, но извлекли Итигэлова из-под земли лишь 10 сентября 2002 года - ровно через 75 лет после смерти - в соответствии с волей учителя. Тут-то и началось самое интересное - для людей, далеких от буддизма, разумеется. Судмедэксперт, присутствовавший на эксгумации, осмотрел тело и попросил созвать комиссию: раньше он такого никогда не видел! Ведь лама был не просто узнаваем внешне - он сохранил все признаки живого существа: оставался теплым и у него по-прежнему была мягкая, эластичная кожа. У человека, 75 лет пробывшего в гробу, на месте были уши, глаза, пальцы, зубы, ресницы с бровями! У него гнулись все без исключения суставы! Итигэлова перенесли в Иволгинский дацан, специально построенный для него, переодели в новые одежды и посадили под стеклянный колпак, который если от чего и защищает, то только от пыли. Никаких других ухищрений для сохранения ламы буддисты не предпринимали. Но с тех самых пор тело не претерпело практически никаких изменений - разве кожа стала чуть грубее. Лама не экспонат, буддисты относятся к нему как к живому, а потому на «растерзание» ученых попали лишь опавшие волосы Итигэлова, чешуйки кожи и крошечный фрагмент ногтя. Исследователям из Российского центра судмедэкспертизы Минздрава РФ хватило и этого, чтобы признать невероятное: «Состояние тканей таково, что оно вполне соответствует прижизненной характеристике. Нам не известны случаи такой сохранности, это некая научная загадка… По многим параметрам тело Хамба-ламы производит впечатление тела живого человека…»

Надо ли говорить, что Иволгинский дацан стал вожделенной мечтой всякого паломника. Правда, попасть к ламе можно лишь несколько раз в году - по большим праздникам. В 2013 он будет принимать 12 июля, 9 сентября, 26 октября и 28 ноября. Не стремитесь попасть в дацан к открытию - будет толпа народа. Лучше всего приходить сюда к четырем часам вечера, когда поток паломников несколько рассеется. И все же будьте готовы к долгому ожиданию - благословения ламы жаждут многие, в том числе сильные мира сего. Сам Владимир Путин дважды посещал Итигэлова - не потому ли он дважды стал президентом России? Какой бы ни была дорога, что приведет вас к ламе, запомните несколько простых правил посещения дацана. Заранее запаситесь хадаком - дарственным шарфом: вы прикоснетесь им к шарфу Учителя и получите определенное благословение. В принципе, можно этого и не делать, как не обязательно во что бы то ни стало стараться дотянуться до рук Хамбо-ламы: он и без того заметит просящего и воздаст ему по вере и заслугам его.

Сам монастырь расположен посреди степи. С четырех сторон от людских глаз его окружает горная гряда. Несмотря на то что республиканский центр, расположен совсем близко, да и трасса в Улан-Удэ, проходит невдалеке, городские жители объезжают стороной это место, так как бытует мнение что здесь обитают шаманы. Это неудивительно, ведь уже при подъезде к дацану, на кустарниках висят разноцветные платочки, которые как считается хранят души умерших монахов. Во внутреннем дворе монастыря, который окружен обычным деревянным забором, стоит несколько пагод, отчего создается впечатление что это не Россия, а в лучшем случае Китай. В одном из таких храмов и покоится тело нетленного Ламы.«Уже сам факт появления Даша-Доржо на земле является загадкой» – говорит руководитель проекта по изучению феномена Итигэлова доктор исторических наук, профессор РГГУ, Галина Ершова «Девятилетним мальчиком, будущий монах явился наниматься на работу к одному из местных фермеров, держа в одной руке посох, а в другой череп. У буддистов это считается сакральным символом. До 15 лет Итигелов пас овец, а повзрослев сам добрался до Анинского дацана, что в Бурятии, где 20 лет постигал буддизм».

Став просвещенным монахом, Дашо-Доржи, занимался медициной и философией, обретя славу известного на всю Россию целителя. Легенды гласят что монах мог, как и Христос спокойно ходить по воде. В 1911 году Итигэлов был избран Пандито Хамба Ламой буддистского духовенства России. При жизни схимник пользовался очень большим уважением, и был близким знакомым Императора Николая II. Самодержец даже разрешил ламе отрыть в Петербурге буддистский храм.

После Октябрьской революции, Итигэлов предвидя репрессии сложил с себя полномочия духовного лидера, и удалился в родной дацан. Не задолго до своего ухода, предвидя уничтожение духовенства, лама призвал своих сторонников покидать страну Советов. А на вопрос почему он сам не уезжает отвечал «Меня они не успеют взять».

Летом 1927 года, монах собрал своих последователей, объявил что уходит, и начал готовится к смерти. Перед этим Итегэлов велел своим ученикам через 6 дней похоронить его в кедровом коробе. «Я к вам вернусь через 30 лет, тогда вы меня откопайте» – сказал на прощание схимник. Затем лама начал медитировать. На седьмой день голова Хамбо-ламы опустилась на грудь. Это был сигнал ученикам, что сознание великого учителя переселилось в Нирвану.

Монахи вскрыли могилу как велел учитель в 1955 году. Тело Итигэлова оставалось без изменений. Сменив одежду схимнику, его закопали обратно. Вновь Хамба Лама был извлечен в 1973 году. Убедившись в сохранности тела, и проведя необходимые обряды, его опять закопали. Окончательно монаха подняли в 2002 году. При эксгумации присутствовали представители органов власти и судебно-медицинской экспертизы. Мощи буддистского святого не были тронуты временем.

«Мы внимательно осмотрели тело ламы, составили, как положено, протокол, подписали его» – говорит заведующий отделом идентификации личности Российского центра судебно-медицинской экспертизы доктор медицинских наук профессор Виктор Звягин «Тело находится в таком состоянии, словно он умер совсем недавно. Подвижность суставов, тургор кожи – все соответствует параметрам человека, умершего, может быть, день-два назад. Всякая фальсификация исключена. не только потому что верующие сочли бы это святотатством, но и потому что мы имели возможность сравнить свои наблюдения с материалами двухлетней давности, когда была произведена эксгумация. Никакие известные науке искусственные способы поддержания такого состояния тела вроде мумифицирования, бальзамирования и т.п. в этом случае не применялись. Нет следов вскрытия, извлечения головного мозга и внутренних органов, никаких уколов, разрезов и тому подобных воздействий мы не обнаружили.

Из Акта наружного осмотра эксгумированного тела Дашо-Доржи Итигелова, проведенного в помещении Иволгинского дацана:
«Кожные покровы тела светло-серого цвета, сухие, податливые при на нажатии на них пальцами. Мягие ткани трупа эластичны, подвижность в суставах сохранена. Каких-либо следов, свидетельствующих о ранее произведенном вскрытии полостей тела с целью возможной бальзамации или консервации, не обнаружено».

После проведения исследования частиц кожи, ученые пришли к сенсационным выводам. Клетки ламы не только не умерли, но и продолжают делиться. Иными словами, скорее всего все жизненные процессы в теле монаха продолжаются, только они замедленны в миллионы раз.

«В мировой практике это единственный официально зафиксированный случай такой сохранности тела» – утверждает Звягин «Конечно известны случаи мумификации и бальзамирования тел. Например в Петербурге это было модным в конце XIX века. Николай Пирогов сам приготовил раствор для хранения своего тела, которое более 120 лет сохраняется под Винницей. Но для этого, внутренние органы извлекались, и применялись специальные химические вещества. Не редкость обнаружения тел в вечной мерзлоте, но они быстро распадаются при соприкосновении с внешней средой».

И Итигэлов Даши Доржо — самый учёный лама XII. У буддистов это звание звучит как Пандито Хамбо-Лама. Итигэлов возглавлял буддийскую религию Бурятии в 1911 – 1917 годах. В последние годы жизни, он, проведя обряд в 1927 году, ушел в нирвану и его тело остаётся нетленным по сей день, т.е. уже около 90 лет. Этот факт остаётся загадкой для учёных.

Кто такой Итигэлов


Как говорилось выше Итигэлов являлся двенадцатым главой буддистской религии Бурятии с 1911 года. О детстве ламы известно не очень много. Известно, что родился он 1852 году в местности Улзы-Добо. Его отец Мантагарай Этигэлов имел четверо детей: 3 сына и 1 дочь. О матери сведений никаких нет, потому что родословная велась только по отцовской линии. Даши Доржо рос сиротой, потому что в раннем возрасте родители погибли, и ему очень рано пришлось начать работать. Пасти скот ему приходилось на протяжении пяти лет. Он уже с самого детства утверждал, что станет ламой, но в то время над ним только смеялись. В 15 лет «будущий лама» добрался до Анинского дацана (буддийского монастыря), где около 23 лет изучал Буддизм. После окончания Анинского дацана Этигэлов в 1895 году начал изучать медицину, а уже 1898 году сбылось его давнее предсказание – он зачислен в штатные ламы Янгажинского дацана. 19 марта 1911 года Даши Доржо занимает пост Пандито Хамбо-Ламы Ламийского восточного духовенства Сибири, сменяя своего предшественника Яролтуева.

Религиозная деятельность буддийского ламы


Религиозная деятельность Итигэлова является также достаточно интересным моментом в жизни священнослужителя. Он, будучи в сане ширээтэ, в начале русско-японской войны проводит обряды по защите уходящих на фронт жителей тех земель. В период самих боевых действий, в целях совершения добродетели для воинов, погибших и пострадавших во время войны ширээтэ строит Чойра-дуган и Дэважин-дуган. При этом Этигэлов жертвует в строительство храмов все свое состояние (около 15 тысяч рублей). Даши Доржо будучи в чине ламы лечил царских особ и присутствовал на их праздниках. Известно, что Итигэлова почитали Николай II и он был приглашен на праздник посвященный 300-летию дома Романовых. Так же в 1913 году лама провел торжественную службу за здравие императора и всего царского дома в Санкт-Петербурге. По возвращению из Питера, началась Первая мировая война. По запросу Итигэлова было создано «Общебурятское общество». Основной задачей общества была помощь государству в материальном обеспечении в ходе войны. Они собирали средства, за которые покупали продукты питания, одежду, обувь, средства личной гигиены и отправляли в госпитали и на фронт. За эти дела буддийский лама был награждён высшей наградой Монголии – Орденом Драгоценного Жезла, а спустя год – Орденом Святой Анны II степени с Российской стороны.

Уход из жизни и его дальнейшая судьба

По словам Итигэлова, он знал, как минимум, о трех своих реинкарнациях. Для верующих, он был перерождением первого Хамбо-Ламы Заяева, основателя буддизма в России, который родился в 1702 году. В подтверждение этого, он точно указал на место, где были зарыты ваджра и колокольчик Заяева. После находки древних реликвий, на этом месте возвели дацан. В 1917 году в связи с ухудшением здоровья он ушёл с поста Пандито Хамбо-Ламы и вернулся в Янгажинский дацан. Там он занимался просветительской и лечебной деятельностью, но некоторые мистики предполагают, что он предвидел свою судьбу при И.В. Сталине.

Витоге, в июне 1927 года Даши Доржо дал последнее наставление своим ученикам и попросил их помочь провести обряд называемый «Благопожелание уходящему». По своей сути – это молитва покойного, которую просил помочь прочитать своих учеников. Никто не поддерживал по началу задумку Итигэлова и он начал читать молитву сам, после чего ученики подхватили его слова. По окончании ритуала, Итигэлов принял позу «Лотоса» и ушел в нирвану. После этого события его, в такой же позе положили в саркофаг (бумхан) в кедровом кубе и захоронили в месте под названием Хухэ Зурхэн. В 1955 году Пандито Хамбо-Лама Лубсан-Нима Дармаев, тайно от правительства, вместе с учениками, подняли тело Итигэлова и, оно и вправду оказалось нетленным, провели необходимые обряды. Заменив его одежду, они поместили его обратно в саркофаг. В 1973 году Пандито Хамбо-Лама Жамбал Доржо Гомбоев ещё раз подняли тело и убедились, что его тело в годном состоянии. К концу XX века все ученики Этигэлова погибли, и он начал приходить во снах к нынешнему главе буддийской сангхи. В 2002 году его тело в саркофаге нашли и откопали с глубины 1,5 метра спустя почти 90 лет.

Наука и выводы

То, что тело Этигэлова остаётся нетленным, по сей день остаётся загадкой для учёных. После вскрытия его саркофага, в 2002 году, его некоторые участки кожи были повреждены. Это объясняется тем, что в саркофаге было обнаружено обильное количество соли. Учёные признают, что тело ламы остаётся жизнеспособным и он в любой момент может проснуться из анабиозном сна. Сам факт того, что учёные признали жизнеспособность тела Этигэлова, наводит на мысль несовершенном представлении нашего мира. Учёных этот факт заставляет задуматься над этим феноменом, а верующих заставляет верить ещё больше.

Панди́то Хамбо-лама XII Даши́-Доржо́ Итигэлов (13 мая 1852 – 15 июня 1927) – бурятский религиозный деятель, глава буддистов Восточной Сибири в 1911–1917 годах. Один из выдающихся буддийских подвижников.

Биография

Происхождение, детство и юность

Согласно существующим источникам, Даши-Доржо Итигэлов родился в 1852 году в местности Улзы Добо (недалеко от современного улуса Оронгой Иволгинского района Республики Бурятия). Рано лишившись родителей, около пяти лет пас овец в местности Ошор Булак у Ринчина и Надмит Батобазаровых. С детства отличался целеустремлённым и независимым характером. В 15 лет дошёл до Анинского дацана (на территории современного Хоринского района), что в трёхстах километрах от его родных мест, где в течение 23 лет постигал буддийское учение.

Образование

Со второй половины 1880-х годов население Иркутского и Приамурского генерал-губернаторств привлекалось к всеобщей воинской повинности ограниченно. Но, поскольку Итигэлов был выходцем из казачьего сословия, он должен был нести воинскую повинность. Поэтому Хойто-ламахай Анинского дацана попросил жителей Ойбонта вносить за Итигэлова в государственную казну плату за освобождение от военной службы. Плата вносилась более 15 лет, и Итигэлов смог продолжить своё образование. Постигая учение Будды, он успешно защитил звание гэбши, затем габжи. В последующие годы совершенствовал полученные знания в Цугольском и Тамчинском дацанах, получая фундаментальные знания по тибетской медицине. В 1898 году вернулся на родину, в Янгажинский дацан, где был зачислен в штатные ламы и начал преподавать буддийскую философию (чойра), одновременно исполняя обязанности гэсхы-ламы Цогчен-дугана (соборного храма).

Русско-японская и Первая мировая войны

В 1904 году Итигэлов стал шэрээтэ (настоятелем) Янгажинского дацана. Были возведены дуганы Чойра и Дэважин в целях совершения добродетели воинов, погибших во время русско-японской войны, особенно воинов-милостынедателей Янгажинского дацана. Итигэлов пожертвовал на строительство всё своё состояние – около 15 тысяч рублей. Положив начало строительству и явив пример, он собрал значительную сумму в виде пожертвований среди населения. Он приложил также большие усилия для просветительской и лечебной деятельности среди верующих и мирян.

Весной 1911 года в Тамчинском дацане из числа десяти претендентов Итигэлов был избран двенадцатым Пандито Хамбо-ламой буддистов Восточной Сибири. После начала Первой мировой войны по инициативе Пандито Хамбо-ламы в Верхнеудинске было создано «Общебурятское общество», куда вошли 120 духовных и светских лиц. Общество собрало для помощи фронту 130 тысяч рублей, а также продукты питания, обмундирование, медицинские принадлежности, и постановило оборудовать в прифронтовой полосе лазарет на 30 тысяч рублей. В 1915 году Итигэлов, посетив все дацаны, организовал сбор средств. На собранные деньги были приобретены товары повседневной потребности и отправлены к Пасхе на действующий фронт и в госпитали. Кроме того, в прифронтовые госпитали были направлены эмчи-ламы (ламы, практикующие тибетскую медицину) во главе с Кенсуром (предыдущим Хамбо-ламой) Чойнзоном Иролтуевым.

В 1915 году Итигэлов был награждён высшей государственной наградой Монголии – Орденом Драгоценного жезла. В 1916 году за особые труды и заслуги по оказанию помощи лицам, призванным на войну, а также семьям раненых и павших, награждён российским орденом Святой Анны II степени.

В июле 1917 года на проходящем в Тамчинском дацане II Общебурятском съезде Итигэлов был избран его председателем. Вскоре после съезда, в связи с болезнью, Итигэлов сложил с себя полномочия Пандито Хамбо-ламы и в сентябре 1917 года вернулся в Янгажинский дацан.

После 1920 года

Однажды на дороге Даши-Доржо Итигэлов встретился с возвращающимся из Монголии Агваном Доржиевым, очевидно вскоре после монгольской революции 1921 года. По легенде, Итигэлов сказал Доржиеву: «Зря Вы сюда вернулись. Лучше бы Вы остались за границей. Скоро начнутся аресты лам. Попадёте к ним в руки – в живых они Вас не оставят». Агван Доржиев, стремившийся к диалогу с советской властью, в ответ спросил: «Почему не уезжаете сами?». Итигэлов ответил: «Меня они не успеют взять».

Последние дни

По легенде, 15 июня 1927 года Итигэлов сел в позу лотоса, собрал учеников и дал им наставление: «Вы навестите и посмотрите моё тело через 75 лет». Затем попросил их читать ради него «hуга Намши» – специальную молитву-благопожелание для умершего. Ученики не осмелились произнести её в присутствии живого учителя. Тогда Хамбо-лама начал сам читать эту молитву; постепенно и ученики подхватили её. Так, находясь в состоянии медитации, Даши-Доржо Итигэлов, согласно буддийскому учению, ушёл в нирвану.

Он был похоронен в кедровом кубе в том же положении (в позе лотоса), в котором находился в момент ухода.

Литературное творчество

Даши-Доржо Итигэлов был практиком высочайшего уровня. На основе сочинения Богдо Зонхавы «Дэмбэрэл Додба» он сделал всесторонний и качественный анализ Пустотности и достиг прямого постижения Пустоты – Великой реальности всех явлений. Он также создал фундаментальный труд по тибетской фармакологии «Жор». С 38 лет и до конца жизни по просьбе лам он написал более пятидесяти книг по буддизму.

Обретение нетленного тела

Группа лам подняла тело Итигэлова в 1955-м – на два года раньше, чем он завещал. Процедура была вынужденной – сильнейший шторм в селе Зун Оронгой сорвал крыши, и глава буддийского духовенства решил провести необходимые обряды до названного срока. Группа лам во главе с XVII Пандита Хамбо ламой Лубсан-Нимой Дармаевым тайно от властей подняла саркофаг в местности Хухэ-Зурхэн с телом XII Пандита Хамбо Ламы Даша Доржо Итигэлова. Убедившись в неизменности его состояния, провели необходимые обряды, сменили одежду и вновь поместили в бумхан (ящик).

В 1973 году XIX Пандита Хамбо Лама Жамбал-Доржо Гомбоев с ламами Иволгинского дацана повторно осмотрели тело, и убедились в сохранности тела. К концу прошлого века все ученики Итигэлова умерли. Но сам он стал приходить во сне нынешнему главе Буддийской Сангхи.

Практически, постоянно около Учителя находится его главный смотритель Бимбо Лама, очень доброжелателен, но не особенно разговорчив, считая, что только после его ухода в иной мир можно будет обнародовать «его сокровенное». Тем не менее, он не скрывает – всегда держал в уме мысль, что нынешнему поколению лам необходимо вновь найти саркофаг Итигэлова и проверить состояние его тела. Он видел во сне свою встречу с великим Учителем. Обнаружение его послания только утвердило желание Бимба ламы. Он нашел человека, знавшего точно, где похоронен Учитель, – дедушку Амгалана Дабаева, 1914 года рождения. 7 сентября 2002 года он указал Аюшееву место захоронения в местности Хухэ-Зурхэн. Интересно, что Пандито Хамбо лама самостоятельно вышел к этому месту, дедушка подошел к нему другой дорогой.


Эксгумация

Ламы получили согласие родственников на эксгумацию и 10 сентября откопали на глубине полутора метров короб с телом, засыпанный солью, с группой лам Иволгинского дацана в присутствии светских лиц (эксперты-криминалисты и др.). Лама Итигэлов все еще сидел в той же самой «позе лотос», которую он принял 75 лет назад, прежде чем войти в свою последнюю медитацию. Присутствовавший судмедэксперт, оглядев тело, отказался что-либо предпринимать с ним, поскольку никогда такого не видел. И попросил создать комиссию. Из «акта наружного осмотра эксгумированного трупа», подписанного 11 сентября тремя ведущими специалистами республиканского центра судмедэкспертизы: «Какие-либо посторонние ароматические, смолистые или гнилостные запахи от содержимого короба и от трупа не определялись… Мягкие ткани трупа туго эластичной консистенции, подвижность в суставах сохранена. Волосяной покров на голове, ногтевые пластинки сохранены. Поза трупа при извлечении последнего из короба сохраняется без использования каких-либо поддерживающих и фиксирующих приспособлений. Каких-либо следов, свидетельствующих о ранее произведенном вскрытии полостей тела с целью возможной бальзамации или консервации, а также каких-либо повреждений, следов ранее перенесенных травм, оперативных вмешательств, заболеваний на теле трупа не обнаружено».

Современный вид

Лама был не просто внешне узнаваем, у него обнаружили все признаки живого тела: эластичную кожу без каких-либо признаков гниения, сохранились на месте нос, уши, глаза (они закрыты), пальцы рук. У него гнулись все суставы, включая самые мелкие на пальцах. Отлично сохранились зубы, волосы, ресницы, брови. Тело остается в сидячем положении без каких-либо приспособлений или поддержек.

Через определенное время, по сезону, Бимбо лама меняет Итигелову одежду, и к этому периоду суставы становятся более подвижными. Бимбо Лама отметил, что при переодевании «от тела Ламы исходит благоухание».

Достопримечательность

Сейчас Нетленное Тело Итигелова – главная достопримечательность и святыня Иволгинского дацана. По представлениям верующих, он стал настолько мощным духовным практиком, что сумел повторить путь Будды. А свое тело оставил нам в назидание: вот, мол, можно чего достичь, если жить правильно. Жалсан-лама, ежедневно ухаживающий за телом, всегда смеется, когда слышит уже укоренившийся миф о том, что на теле Итигелова до сих пор нужно подстригать ногти и волосы:

Волосы и ногти у него не растут. Ведь в буддизме, если у вас растут волосы и ногти, значит, вы еще живете, стареете и над вами властвует Хозяин смерти. А Итигелов обманул, ушел от него. И теперь его тело неизменно. Рост – 167 см, вес — 41 кг. Вот уже 10 лет ничего не меняется.

Впечатления туристов

В обычные дни Даши-Доржо Итигелов покоится на втором этаже храма. Сейчас его спустили вниз. Он по-прежнему сидит в позе лотоса на возвышении. В руках он держит цветные шелковые ленты – адаки. Другой конец хадаков в руках двух молодых монахов. Под этим импровизированным навесом и проходят паломники.

Первое, что бросается в глаза, – кожа у Итигелова здорового бело-желтого цвета. Действительно, никаких внешних признаков, что этот человек умер. Зато появились сомнения насчет голубых глаз, которые якобы, по рассказам, видели многие посетители – веки нетленного ламы плотно сомкнуты. На теле одежда, как говорят, идентичная той, в которой его хоронили. Нижняя часть лица закрыта полоской материи. Зачем – никто не объясняет, но есть подозрение, что нижняя челюсть все-таки не держится и отвисает. Верхняя часть лица кажется гораздо более ухоженной, чем на снимках, сделанных сразу после эксгумации. Тело спрятано внутри стеклянного ящика. Но лишь для защиты от пыли. Никаких холодильних установок в помещении нет. Температура внутри обычная, комнатная.

Научное изучение тела ламы

Тело Итигэлова оказалось нетленным, оно сейчас находится в Иволгинском дацане. С естественнонаучной точки зрения феномен объяснению не поддается. Такой биологический объект, как тело Итигэлова, с которым никто ничего не делал — не мумифицировал, не бальзамировал, – существовать не может. Но оно существует.

Буддистские власти Бурятии позволили изучить светским учёным феномен нетленного тела Пандита Хамбо Ламы XII. Экспертиза Академии наук несколько раз свидетельствовала, что структура белка тела Итигэлова соответствует структуре белка живого человека. Оно потеет, набирает в весе, у него мягкая, упругая кожа, сохранена подвижность пальцев рук и локтевых суставов, присутствуют глазные яблоки, внутренние органы целы и т.д. Оно выглядит, как тело человека, умершего не более двенадцати часов назад. Во время последней конференции «Феномен Хамбо Ламы Итигэлова» в Буддийском университете в 2009 году три высших буддистских иерарха России, Монголии и Северной Индии измерили температуру тела Итигэлова. Она достигла 34 градусов, а в обычном состоянии колеблется от 18 до 23 градусов. Это не мумия и не мощи. Это – неординарное событие, которое наука пока не может объяснить.

По словам Виктора Звягина, зав. отд. идентификации личности Российского центра судмедэкспертизы, были взяты образцы волос, частицы кожи, срезы двух ногтей. Инфракрасная спектрофотометрия показала, что белковые фракции имеют прижизненные характеристики – для сравнения брались аналогичные образцы у живых людей. Трупного запаха ни при вскрытии саркофага, ни сейчас нет. Анализ кожи Итигэлова, проведенный в 2004 году показал, что концентрация брома в теле ламы превышает норму в 40 раз.

При эксгумации обнаружилось, что саркофаг Итигэлова был заполнен солью, которая «местами нанесла вред его коже – высушила» (по словам Звягина, до 1973 года соли в саркофаге не было). Этим, в частности, возможно объяснить феномен колебания веса тела (в пределах 100 г) в дни массовых посещений. Высушеные ткани или соль могут сорбировать пары воды, увеличивая вес тела в эти дни. Затем избыточная влага испаряется с поверхности тела, напоминая пот. В первые несколько лет после открытия саркофага тело набирало вес до 2 кг ежегодно. За 6 лет вес увеличился на 5–10 кг и составил 41 кг.

1-я международная конференция «Глобальный Феномен XII Хамбо Ламы Итигэлова и проблема бессмертия»

На 1-й международной конференции «Глобальный Феномен XII Хамбо Ламы Итигэлова и проблема бессмертия» в 2006 году профессор, академик РАЕН, доктор технических наук университета «Дубна» Борис Большаков сообщил о результатах последних научных исследований, проведенных с использованием методов инфракрасной спектроскопии и ядерного магнитного резонанса. Ученые вновь засвидетельствовали, что структура белка тела Итигэлова соответствовала структуре белка живого человека. Таким образом, было еще раз официально подтверждено, что спустя 80 лет после смерти Итигэлова, все жизненные функции клеток его тела оставались активными, а ядра клеток – живыми и неповрежденными.

Б. Большаков также отметил, что хотя летом жара в Бурятии достигает 40 градусов и никаких холодильных установок в этом «примитивном саркофаге» нет, тело Итигэлова не подвергается гниению или разложению. «Все посетители свидетельствуют, что они испытывают на себе мощный тепловой поток, исходящий от тела Итигэлова. Более того, его лицо покрывается потом, то есть идет потеря энергии. Но вес сохраняется» – констатировал ученый.

Согласно сообщению академика РАН Сергея Курсакина, учеными была зафиксирована деятельность гипоталамуса Итигэлова, а также частоты электромагнитных колебаний, исходящих из тела Ламы. Курсакин добавил, что «в теле Хамбо Ламы также сохранилась кровь, правда, она из жидкой стала желеобразной».

За последнее время Итигэлов дважды открывал глаза. В его институте говорят, что пока не выяснено, с чем это связано. 16 февраля, за считанные минуты до встречи Хамбо ламы с народом, это случилось снова. Таково свидетельство Константина Жалсараева, он был рядом. С того дня он решил работать в Институте Итигэлова волонтером.

Профессор Б. Большаков признался, что он не знает «ни одного подобного, официально зарегистрированного судебно-медицинской экспертизой в государственном документе факта о жизни человека после его физической смерти. Не только в истории буддизма, но и в истории человечества вообще».

За последнее время Итигэлов дважды открывал глаза. В его институте говорят, что пока не выяснено, с чем это связано. 16 февраля, за считанные минуты до встречи Хамбо ламы с народом, это случилось снова. И еще. За время пребывания в Иволгинском дацане мне стало очевидно: огромный объем информации ламы сознательно не обнародуют. Их можно понять. Берегут и Итигэлова, и свою жизнь от нашего “доброго” мира.

Последние материалы сайта